Безличные глаголы и вопросы их освещения в школе (на материале произведений Сергея Константиновича Никитина)
Готовая дипломная работа

Безличные глаголы и вопросы их освещения в школе (на материале произведений Сергея Константиновича Никитина)

Предмет: Русский язык

Вид работы: Диплом

Год написания: 2017

 

Объем: 126 стр.

Цена работы: 5000 руб.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВИДОВОЙ КЛАССИФИКАЦИИ БЕЗЛИЧНЫХ ГЛАГОЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Понятие безличного глагола: диахронический аспект
1.2 Грамматические и лексико-семантические особенности безличных глаголов
1.3 Безличный глагол в современных исследованиях
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕЗЛИЧНЫХ ГЛАГОЛОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С.К. НИКИТИНА
Кратко: биография С.К. Никитина
2.1 Художественно — стилистическое своеобразие произведений С.К. Никитина
2.2 Анализ особенностей использования безличных глаголов в произведениях С.К. Никитина
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ БЕЗЛИЧНЫХ ГЛАГОЛОВ В ШКОЛЕ
3.1 Методические основы преподавания темы в школьной программе
3.2 Региональный компонент в системе школьного образования на примере произведений С.К. Никитина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Образование России, культура России – во все времена оставались важнейшим национальным достоянием. В условиях современной ситуации кризиса духовных ценностей, гражданской пассивности, ограниченности интеллектуальных интересов проблема становления внутренней культуры личности признается особенно актуальной. Ведущим средством духовного развития человека всегда оставалось чтение.
Художественный мир, создаваемый писателями на страницах своих произведений, неповторимо своеобразен. При этом индивидуальность авторского стиля отражается на всех уровнях художественной структуры текста: фонетическом, словообразовательном, лексическом и, безусловно, грамматическом. Именно постижение особенностей употребления тех или иных грамматических форм и синтаксических конструкций дает возможность выявить скрытый смысл произведения, его «подводные течения».
Безличные конструкции стоят на одном из первых мест по широте проблематики с точки зрения их изучения. Этот тип односоставных предложений не является единым целым с грамматической точки зрения. Но бесспорно имеет общие языковые признаки. И в тоже время частотность употребления безличных конструкций в русском языке неуклонно возрастает.
Актуальность настоящего исследования обусловлена так же значимостью проблемы использования безличных глаголов в творчестве С.К. Никитина с точки зрения анализа особенностей художественного стиля писателя.
Методологической основой курсовой работы стало изучение проблемы видовой классификации безличных глаголов в фундаментальных трудах В.В. Виноградова, А.А. Потебни, Д.Н. Овсянико-Куликовского, А.А. Шахматова, Л.В Щербы, А.М. Иорданского, П.А. Леканта, Д.Э. Розенталя и других выдающихся исследователей особенностей структуры и законов функционирования современного русского языка.
Цель работы состоит в теоретическом обосновании и практическом анализе проблемы использования безличных глаголов в произведениях С.К. Никитина.
Основные задачи:
 в ходе изучения и анализа методологических источников выявить специфику понятия «безличный глагол»;
 рассмотреть особенности видовой классификации безличных глаголов в современном русском языке (грамматические и структурно-семантические типы;
 определить роль безличных глаголов в структуре предложения;
 рассмотреть специфику художественно-стилистического своеобразия произведений С.К. Никитина;
 проанализировать особенности использования безличных глаголов в произведениях С.К. Никитина;
 выявить функции безличных глаголов в формировании индивидуальной художественной манеры писателя
Объектом настоящего исследования являются произведения С.К. Никитина.
Предмет исследования – особенности использования безличных глаголов в произведениях С.К. Никитина.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.
Во введении к дипломной работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель исследования и содержание поставленных задач. Уточняются теоретическая важность и изученность данной проблемы. Сформулированы задачи работы.
Первая глава рассматривает теоретические аспекты проблемы: сущность, функции и видовые особенности безличных глаголов в структурном пространстве современного русского языка.
Вторая глава настоящего исследования представляет собой анализ использования безличных глаголов в произведениях С.К. Никитина.
Третья глава посвящена изучению темы безличного глаголы в программе средней школы.
Заключение подводит итог всей работы, тезисно суммирует основные выводы по теме исследования.
Новизна и актуальность данной работы состоит в том, что тема безличного глагола изучается на примере творчества С.К. Никиктина. Творчество писателя мало изучено в современном литературоведении. К сожалению, по его произведениям не снять фильмов. Рассказы не входят в школьную программу. Широкому кругу российских читателей мало знакомы эти произведения.
Подробный лингвистический анализ так же не производился. Но, тем не менее, тема эта очень важна. Необходимо помнить и изучать творчество местных писателей. Благодаря Никитину мы сможем более углубленно изучить родную речь, историю родного края.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов работы на уроках русского языка и литературы как средства приобщения современных школьников к искусству Слова.
Лингвисты выделяют глагол как самую емкую и сложную часть речи. Именно в глаголе заложен наибольший потенциал экспрессии, возможность более широкого описания. Грамматические категории глагола сильнейшим образом связаны с смысловым наполнением, а значит максимально информативны. В отличии от именных частей речи, которые более статичны, глагол динамичен и имеет возможность описать жизнь в движении, развитии, выстроить событийный ряд.
Л.Н. Толстой отмечал: «Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать дви
Это высказывание является абсолютно верно для любого художественного произведения. Все, о чем рассказывает автор становится живым только тогда, когда характеры представлены в действии.
Аристотель: «Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии»
О выразительности русского глагола рассуждали многие лингвисты и писатели. Н. И. Греч утверждал, что глагол «придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова». Так же и современные исследователи подтверждают огромную смысловую роль глагола. В нем, в глаголе «струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка» (А. К. Югов).
Мы не можем представить свою речь без глаголов, так именно в глаголе заложено больше половины речевой информации.
В данной работе объектом исследования являются безличные глаголы как отдельная лексико-грамматическая группа, грамматические и семантические категории безличности, парадигмические связи выше упомянутых категорий, отражение в особых морфологических формах и синтаксических конструкциях.
Важность поднятой темы обусловлена тем, что безличные глаголы имеют наибольшую способность к выражению мысли автора, т.к. упор на действие, а не на субъект, тем самым получают все большее распространение в языке, чаще употребляются. В связи с этим встает вопрос об их классификации, обобщению исследований. Особенно важно отметить особенности преподавания темы на уроках в средней школе.

Предмет: Русский язык

Вид работы: Диплом

Год написания: 2017

 

Объем: 126 стр.

Цена работы: 5000 руб.