Государство и церковь в XVII в.
Готовая курсовая работа

Государство и церковь в XVII в.

Предмет: История государства и права России

Вид работы: Курсовая

Год написания: 2017

 

Объем: 42 стр.

Цена работы: 600 руб.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Государственный строй в России XVII века
1.1. Политический строй в XVII веке
1.2. Общая характеристика взаимоотношений государства и церкви
Глава 2. Церковные реформы Никона
2.1. Деятельность и личность патриарха Никона как ведущего реформатора XVII века
2.2. Развитие церкви в XVII веке, проблема взаимоотношений с царской властью
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

В 1654 г. началась реформа патриарха Никона по изменению обрядов. Можно согласиться с А.Б. Успенским, что конфликт между старыми и новыми обрядами есть конфликт семиотический. У новообрядцев появилась тенденция к конвенциональной (договорной) концепции языка, которая подразумевает взгляд на язык как рациональный объект, открытый для критики, при этом четко разделяются смысл и форма, которая может быть разной. В таком отношении к религиозным текстам видно влияние западной традиции (многие исполнители реформы были из Юго-Западной Руси и попадали под влияние польской культуры).
Но это касалось лишь части сторонников реформы. Для многих «никониан» (в том числе и самого патриарха) подобный способ взаимодействовать с языком остался не по силам и никакой «прогрессивностью» по сравнению со сторонниками старой системы они не отличались, действовали необдуманно и агрессивно. Были введены троеперстие, единогласие, отменялись земные поклоны при чтении молитвы Ефрема Сирина, литургию служили при пяти, а не семи просфорах, изменялись богослужебные тексты. Одним из результатов церковных реформ патриарха стал раскол: некоторые верующие не приняли изменений в церковных обрядах и книгах. Более того, они решили, что реформы стали отступлением от истинного православия и в мире воцарился Антихрист. С ним (или его слугами) могли отождествлять как патриарха Никона, так и царя Алексея Михайловича.
Одной из характерных черт старообрядчества стал повышенный интерес к эсхатологическим вопросам, то есть учению о конце света. В конце XVII в. старообрядчество разделилось на поповцев, признававших священство и беспоповцев, которые утверждали, что в «последние времена» истинного священства не может быть. В «Керженских ответах» о духовенстве утверждалось, что оно будет «во веки», а не до конца времён. В «Послании В.В. к Б.И.» автор доказывал, что «Церковь, священство и церковные таинства пребудут до конца света, вплоть до второго пришествия. <…> Углубляться далее в эту тему В.В. не стал — у беспоповцев здесь был давно готов контраргумент: ведь беглопоповская церковь, не имеющая епископата, в силу одного этого не канонична». В отличие от старообрядцев-беспоповцев, для которых характерно отрицание священства в «последние времена», эсхатологические представления у поповцев представлены слабее. Как отмечал Г. Флоровский, «магистраль раскола только в беспоповстве».
Тем не менее, при меньшей радикальности «большой эсхатологии», (собственно учение о конце света как таковом) «малая эсхатология» (представления о смерти и загробной жизни отдельного человека) у поповцев, конечно, присутствовала, как неотъемлемая составляющая христианства. При исключительных обстоятельствах эсхатологический настрой мог усиливаться и привести к радикализму. Важным центром поповцев был Керженец в Поволжье. Первый раз его разгромили в 1694 г., но потом поселения появились снова. На время давление власти ослабилось благодаря партизанской войне этих старообрядцев против шведов. Отношения поповцев с беспоповцами были напряженными. Их осуждали, в «увещевательном» послании 1703 г. называли еретиками, сравнивали с Лютером, «антихристовым слугой и предтечей».
Самому Антихристу ещё предстояло явиться «в чувственном образе» и властвовать три с половиной года. Впрочем, у поповцев встречались и другие мнения, «которые приличнее были бы в устах беспоповца».
Среди керженцев происходили ожесточенные споры (в том числе и из-за знаменитого протопопа Аввакума, одного из первых старообрядческих лидеров), возникли такие толки как онуфриевцы (защищали наследие Аввакума), софонтиевцы (признавали многое у Аввакума еретическим), дьяконовцы (из-за споров о кресте). Также влиятельными среди поповцев были старообрядцы, проживавшие на острове Ветка (владения панов Халецких). Особенностями ветковцев являлись использование собственного мира, перекрещивание, неодобрение гарей (самосожжений), совместные трапезы с иноверцами, также ветковцы не отвергали нестарообрядческие иконы. В 1714 г. было написано послание к беспоповцам (федосеевцам), схожее с Керженским посланием 1703 г., но здесь беспоповщина не просто сравнивалась с лютеранством, но и признавалась знаком наступления последних времён. В 1720 г. здесь поселились дьяконовцы, а в 1735 г. на Ветку обрушился отряд полковника Я.Р. Сытина, старообрядцам снова пришлось бежать. Окончательно они ушли оттуда после выгонки 1764 г. и стали селиться на Нижней Волге (Иргиз), Москве (Рогожское кладбище).
Предметом исследования является отношения между российским государством и церковью в XVII в.
Объектом являются проводимые в XVII в. реформы и раскол русской православной церкви.
Целью является изучение отечественной историографии церковно-государственных отношений и раскола Русской Церкви во второй половине XVII в.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
— проанализировать политический строй в России XVII века,
— рассмотреть личность патриарха Никона, как главного реформатора,
— изучить раскола русской православной церкви в XVII веке.
Методологической основой работы послужили методы – исторический, анализа, синтеза.

Предмет: История государства и права России

Вид работы: Курсовая

Год написания: 2017

 

Объем: 42 стр.

Цена работы: 600 руб.