Цветообозначения в травнике XVII века: лингвистический и методический аспекты
Готовая дипломная работа
Предмет: Русский язык
Вид работы: Диплом
Год написания: 2017
Объем: 145 стр.
Цена работы: 4000 руб.
83%
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ СЛОВА И СТРУКТУРЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ГРУПП
1.1. Цвет как предмет изучения
1.2. Цвет как признак, формирующий символический образ растений
1.3. Из истории изучения цветообозначений в разные периоды
ГЛАВА 2. СЕМАНТИКА ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ В НАРОДНЫХ ТРАВНИКАХ
2.1. Текст травника как отражение народных взглядов на происхождение природу человека
2.2. Состав ЛСГ цветообозначений в тексте травника
2.3. Развитие семантики слова и структуры лексических групп
2.3.1. Хроматические и ахроматические тона
2.3.2. Хроматические тона, используемые в тексте травника
2.3.2.1. Обозначение красного цвета
2.3.2.2. Обозначение желтого цвета
2.3.2.3. Обозначение зеленого цвета
2.3.2.4. Обозначение синего и голубого цветов
2.3.2.5. Обозначение оранжевого цвета
2.3.2.6. Обозначение коричневого цвета
2.3.3. Ахроматические тона, используемые в тексте травника
2.3.3.1. Обозначение белого цвета
2.3.3.2. Обозначение черного цвета
2.3.3.3. Обозначение серого цвета
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
3.1. Употребление цветообозначений в качестве примеров для заданий
3.2. Изучение лексики в средней школе: обзор УМК
3.3. Особенности изучения раздела «Лексика» в школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
Данная дипломная работа посвящена анализу цветообозначений в естественно — научном памятнике средневековья: травнике Ивана Бирюкова и применению их в качестве примеров в школьной практике.
М. Вас. Пименова в своей диссертации говорит о том, что «система дифференциальных признаков, на основе которых выделяются цвета / тон, насыщенность / яркость осваивалась языком постепенно, и сначала свет / яркость был важнее цвета. В связи с этим существуют значительные различия между древнерусской и современной системой цветообозначений. Кроме этого, для древнерусской системы цветообозначений характерны отличные от современных принципы обозначения цвета, которые зависели от жанровой принадлежности и от конкретной практической направленности текста» [1]. Цвет играл огромное значение для людей как в средневековье, так и в современное время, отличие состоит только в том, что если раньше лексическое значение слова было полисемично, т.е. обладало потенциально многопредметной и многопонятивной направленностью, «одно означающее может соответствовать нескольким означаемым (нескольким растениям)» [2], то в наше время можно судить о тенденции к моносемии. Следует заметить, что цветовое значение стало подразумевать под собой только цвет с XIV века, до этого оно имело несколько значений.
Актуальность работы заключается в том, что изучается цветообозначения раннее неопубликованного травника письменности.
В. Б. Колосова пишет о том, что «в фитонимах широко отражен цвет лепестков, листьев и других частей растений. При этом могут быть использованы разные мотивационные модели» [3]. Исходя из этого можно судить о том, что цвет влиял на лексическое название растения, он также «может быть назван не прямо, а метафорически» [4], он играл значимую роль и в медицине того времени. «По-разному в разные эпохи происходила как бы «оценка» того или иного цвета» [5].
В лингвистике много работ, посвященных исследованию цвета и цветообозначений как отдельных фитонимов, так и их совокупности, а также их роли в устойчивых словосочетаниях, семантике и символике слова.
А. М. Бородина, В. Г. Гак В, В. Б. Колосова, В. Б. Касевич, В. В. Колесов, и др. прямо или косвенно занимались изучением цвета; травниками как памятниками культуры, мифологии славян, истории русского народа и русского языка Н.И. Анненков, А.Н.Афанасьев, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, И.Е. Забелин и др. Следует отметить, что цветообозначение в травниках занимался более узкий круг ученых: М. Вас., Пименова, В. Б. Колосова, А. Б. Ипполитова и др.
Цель исследования — анализ цветообозначений в естественно – научном памятнике, применение их в школьной практике; причины и значение изучения лексического значения в школе.
В соответствии с заданной целью ставятся следующие задачи:
Объект исследования — естественно-научный памятник средневековья: травник Ивана Бирюкова.
Предмет исследования — цветообозначения в травнике И. Бирюкова.
Методы исследования:
В качестве источника привлечены письменный текст «Травника Ивана Бирюкова» – один из наиболее полных списков зелейника (XVIII в., РНБ, F.VI.16), содержащий описания 258 растений. Выполненная одним почерком (скорописью) рукопись открывается записью, указывающей имя владельца, который, возможно, является и составителем данного списка: «Сия книга, именованная травникъ или лечебникъ, принадлежитъ нижегородскому мещанину Ивану Гаврилову Бирюкову».
Объем лексических единиц, собранных в ходе исследования материала — 752. Количество контекстов – 429.
Во время работы использовались словари: исторические (И.И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. В 3т.; Словарь русского языка XI – XVIII вв. (в 29 т.) / Ин-т русского языка им. В.В. Виноградов); этимологические (М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. В 4 т.; Н.М. Шанский Краткий этимологический словарь русского языка), энциклопедические (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона / Под ред. К. К. Арсеньева и Ф.Ф. Петрушевского), толковые (Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка).
Новизна исследования объясняется недостаточной изученностью цветообозначений в неопубликованном естественно-научном памятнике.
Теоретическая значимость предопределена его актуальностью и новизной.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы при подготовке спец. Семинаров в ВУЗе, на занятиях по древнерусской литературе, истории русского литературного языка, исторической грамматики, а также могут быть применены на уроках по русскому языку и внеклассных мероприятиях в школе. Теоретические выводы, полученные в ходе исследования, могут быть полезны при написании научных работ по данной теме.
Апробация работы Данная работа обсуждались на студенческих конференциях ВлГУ (2014-2016 гг.), на заседаниях лингвистического кружка «ЮС», на занятиях спецсеминара; результаты исследования были опубликованы в научном журнале «Вестник магистратуры» (Йошкар-Ола, 2015, № 11 (50)), в сборнике VII Международной научной конференции, посвященной памяти православных просветителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Владимир, 2015).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и трех приложений.
Во введении ставится цель исследования, задачи, обосновываются актуальность работы, её теоретическая и практическая значимость.
Предмет: Русский язык
Вид работы: Диплом
Год написания: 2017
Объем: 145 стр.
Цена работы: 4000 руб.
83%
«Интернет-агентство DiplomМагазин благодарит Вас за обращение. Ваша заявка принята. В ближайшее время наш менеджер свяжется с Вами по телефону или email, будьте на связи»
«Интернет-агентство "DiplomМагазин" благодарит Вас за обращение. Ваша заявка на приобретение готовой работы принята. В ближайшее время наш менеджер свяжется с Вами по телефону или электронной почте.»
«Интернет-агентство "DiplomМагазин" благодарит Вас за обращение. Ваша заявка за заказ похожей работы принята. В ближайшее время наш менеджер сформирует уточняющие вопросы касаемо Вашего заказа и вышлет на указанную Вами почту.»
Выберите свой город: